Насколько понимаю, дуэли со смертельным исходом современными законами превращены в чистый криминал. Фактор добровольности участия в такой драке для закона, кажется, значения не имеет. Независимо ни от чего убийство на дуэли — уголовное преступление. Отстаивание чести традиционными способами поставлено вне закона.
В этом вопросе можно было бы прибегнуть к какой-нибудь аргументации типа "любые радения о свободе человека теряют смысл, если человеку запрещено распоряжаться своей жизнью…", или к аргументации с других позиций, но здесь, я думаю, тот самый случай, когда, на самом деле, любая аргументация, теоретизирования суть от лукавого и имеют разве что полемический смысл. Это случай, когда главный тезис должен пониматься как верный сам по себе и не требовать себе никаких подпорок (например, как доктрину "воровать нельзя" нужно считать базовой, а не следствием чего-то, каких-то соображений и обстоятельств). И именно так верно (верно без «потому что») для меня следующее: здравым и приемлемым я могу считать только такое положение дел, при котором дуэли по факту по меньшей мере не запрещены совокупностью юридических норм. Включая дуэли именно с возможным или обязательным смертельным исходом. Участники «процесса» должны быть защищены от преследования по закону, во всяком случае при соблюдении ими их собственных правил.
Думаю, это был бы шанс на сопротивление личностной деградации хотя бы для какой-то части людей (а большего видимо и не надо).
Я подозреваю, что именно с запретов дуэлей началось превращение людей в госсобственность, даже не в рабов в каком-то ином, человеческом смысле, а непосредственно в госсобственность. Эти запреты должны были привести, среди прочего, к ликвидации ответственности за слова — непосредственной личной ответственности, ответственности именно перед другими людьми и ответственности по высшей мере, а защита чести и достоинства стала превращаться в бумажно-словесную фикцию (или криминал). Остались (внешние) ответственности за свои действия перед законом, рынком, может чем-то ещё, но не непосредственно перед (единичными) другими людьми.